Для чего школьным библиотекам информационная среда, или Записки с педагогического марафона.
Хочу внести в Парад библиотечных блогов и свой вклад. Мой блог "Чудо, имя которому - Книга" появился в октябре 2009 года. Создан он был во время обучения на дистанционных курсах "Я учусь работать в блоге", и с момента его появления я уже не представляю своей работы без ведения блога. Он стал не просто частью моей работы, но и жизни тоже. Это возможность делиться информацией, планами, мыслями со своими коллегами и читателями. Вот и этот пост посвящается очень интересному , на мой взгляд событию, участником которого мне посчастливилось стать.
8 апреля 2011 года я участвовала в работе Дня школьного и детского библиотекаря, проходившего в Москве в рамках 10 педагогического марафона учебных предметов. О программе этого дня вы уже читали. А сейчас хочу поделиться с вами своими впечатлениями.
8 апреля 2011 года я участвовала в работе Дня школьного и детского библиотекаря, проходившего в Москве в рамках 10 педагогического марафона учебных предметов. О программе этого дня вы уже читали. А сейчас хочу поделиться с вами своими впечатлениями.
Из заявленных в программе мероприятий я побывала на трёх: деловой игре "Для чего школьным библиотекам информационная среда?", круглом столе "Информационные технологии в организации библиотечной работы в образовательных учреждениях" и на встрече с писателем "Современная детская литература: лицом к лицу". Сегодня я остановлюсь на первом из них.
Вступительное слово А.Л. Цветковой. |
Деловую игру "Для чего школьным библиотекам информационная среда" вела А.Л. Цветкова, директор ОРЦИТ СЗАО г. Москва и методисты этого центра. В центре всех обсуждений была информатизация образовательного процесса и роль школьной библиотеки в нем. Ролевые группы, а их было четыре - администрация, педагоги, методисты и библиотекари - рассматривали с разных точек зрения функцию библиотекаря в школе.
Каким видят школьного библиотекаря участники образовательного процесса? Какими ИКТ - компетенциями он должен обладать? Что может библиотекарь в веб-среде? Как должны формироваться фонды школьной библиотеки? На эти вопросы нужно было дать ответы в конце игры.
Что же школьная библиотека может делать в информационной среде?
* представлять себя, свой сайт, блог (это может быть и страница на сайте школы);
* обмениваться опытом, используя сервисы Веб 2.0( в качестве примеров упоминались любимые мною блоги коллег "Записная книжка школьного библиотекаря" и "ЧУМотека");
* продвигать чтение: вести беседы о книгах или по отдельным темам в сетевом сообществе
* учиться, повышать квалификацию ( например, дистанционные курсы "Я учусь работать в блоге" и группы "Biblio-media" и "Дванольный библиотекарь");
* использовать знания других пользователей (с согласия авторов) в своей работе;
* проводить социологические исследования (опросы), корректируя (уточняя) перечень библиотечных услуг, профиль комплектования библиотеки;
* обучение навыкам информационной грамотности, используя ресурсы сети и пр.
Каким должен быть школьный библиотекарь?
* универсальной личностью (психолог, педагог, библиотекарь, экономист, дизайнер, библиограф - в одном лице);
* он должен обучать читателей поиску и выбору информации (вести курс "Основы информационной культуры");
* проводить консультации, выполнять виртуальные справки;
* работать в информационной среде, в том числе локальной сети;
* осуществлять проектную деятельность; оказывать помощь в проведении сетевых олимпиад;
* вести наряду с традиционным электронный каталог;
* составлять рекомендательные списки (в том числе и электронных ресурсов) и т.д.
Каким образом должен формироваться фонд школьной библиотеки?
* по заявкам преподавателей;
* в электронном и традиционном виде;
* включать в себя медиатеку;
* иметь выход в Интернет на электронные ресурсы;
Очерчивая круг компетентности школьного библиотекаря и школьной библиотеки, можно бесконечно говорить о том, чего хотят от школьной библиотеки участники образовательного процесса. Но не стоит забывать о том, что работает в ней, как правило, один человек и охватить все не представляется возможным. Поэтому после обсуждения осталось, наверное, больше вопросов, чем ответов. А главное - каким будет статус школьного библиотекаря? Время покажет.
Елена Николаевна, сделайте пожалуйста ссылку в тексте на свой блог :)
ОтветитьУдалитьХорошо, сейчас исправлюсь. Ссылку на блог в тексте поста укажу. А для Вас - http://biblio17.blogspot.com/
ОтветитьУдалитьХороший пост, с удовольствием еще раз прочла. Спасибо
ОтветитьУдалить