Блог "ЧУМотека"

Друзья, если вы до сих пор пребываете в неведении, что Ненецкий и Ямало-Ненецкий округ - не одно и то же; если вы до сих пор полагаете, что в НАО живут чукчи, а Нарьян-Мар (тот самый, о котором в песне поется, что он "не велик и не мал") находится в Сибири и лететь до него уж никак не 2 часа от Москвы, - вам в ЧУМотеку. Именно здесь вы сможете вступить в ряды юных друзей НАО, приняв клятву верности округу. Именно здесь вы сможете посетить уроки ненецкого языка с ЧУМработницей. Именно здесь споет вам свою песню Поющий Олень. НАО - национальный округ, и Интернет там особенный, национальный, и блогостроение имеет свои, национальные особенности.
Особенности национального БЛОГостроения
По данным бюллетеня «Интернет в России. Лето – 2010», Интернет-аудитория в России составила более 44 миллионов человек (это около трети населения страны). Если говорить о распределении Интернет-доступа по Федеральным округам, то наиболее благоприятная обстановка в этом плане в Северо-Западном округе. Тем не менее, в статистических отчетах не учитывается качество предоставленной услуги и ее стоимость, которые в разных точках СЗФО разные. Так, в Ненецком автономном округе Интернет медленный и дорогой. В планах Администрации округа - прокладка оптоволоконного канала, который поможет изменить ситуацию к лучшему, но пока  окружным Интернет-пользователям приходится мириться с особенностями национального Интернета. 
 
Возможно, именно эти особенности  виноваты в том, что на сегодняшний день в НАО  существует очень немного по-настоящему «живых» и информативных региональных сайтов, которые бы многоаспектно отражали жизнь округа. Сторонний пользователь, который запрашивает информацию о Ненецком округе в поисковых системах, неизбежно сталкивается с винегретом ссылок на веб-ресурсы как НАО, так и ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ). 
Отчасти исправить ситуацию топонимической и географической неразберихи может создание новых качественных ресурсов, которые более подробно и полно расскажут о регионе. Это могут быть не только сайты, но и блоги, мода на которые пришла в Россию не так давно.

Сплошное БЛОГоденствие
Блог (от англ. blog, сокращение от web log) — это сайт, где в обратно-хронологическом порядке опубликованы записи (посты). Людей, ведущих блоги, называют бло́герами, а совокупность всех блогов в Интернете - блогосферой. В апреле 2010 года в Русскоязычном Интернете насчитывалось 15 млн. блогов
Блоги ведут Президент России и Главы регионов, музыканты и дальнобойщики, горожане и сельчане, взрослые и дети. Цели, тематика, наполнение и стилистика блогов разнообразны, что дает возможность любому пользователю найти ресурс сообразно своим запросам и вкусам. Людям всегда интересно получать информацию «из первых уст», с места событий. Блоггеры «делают погоду» в Интернете, мгновенно реагируют и напрямую высказывают мнение по животрепещущим вопросам современности, организовывают акции поддержки или протеста, собирают сторонников и устраивают настоящие взрывы общественного мнения.
Почему так популярны блоги?
  • Простота публикации в Интернете. Современные платформы для создания блогов, такие как Blogger, WordPress, LiveJurnal, рассчитаны на среднего Интернет-пользователя, который не знаком со специальными программами по конструированию сайтов и языком программирования, но хочет быстро и просто организовать свое личное пространство в сети. 
  •  Коммуникация и интерактивность. Блог – своеобразная комната общения, где все равны -  вне зависимости от возраста, места проживания, национальности и иных различий, важных в реальной жизни, но теряющих свое значение в мире виртуальном. Блог дает возможность читателю выразить свою точку зрения, поспорить или согласиться с мнением другого, найти новых друзей и повидаться со старыми. Для ведения активного сетевого диалога блог предоставляет такие инструменты, как комментарии, чаты, опросы, RSS-поток. 
  •  Самовыражение. Самое привлекательное в блоге для его создателя - творчество. Каждый блог индивидуален и оригинален так же, как самобытен и уникален его автор. Если сравнивать блог с сайтом, то у первого - «человеческое», а не сухое официальное лицо. В отличие от традиционных дневников, которые многие вели в детстве и прятали от посторонних глаз как самое сокровенное, сетевой дневник рассчитан на то, чтобы его прочитало как можно больше людей. Блог - коллективное творение автора и его читателей. Сотворчество, доступность и открытость  - важные отличительных особенности блогов.
Дневник ЧУМработницы
Блог библиотеки НШИ «ЧУМотека» (http://chumoteka.blogspot.com) появился в октябре 2009 года как результат дистанционного обучения "Я учусь работать в блоге!» Задачи, которые должен был решить блог:
  1. Представить библиотеку в сети;
  2. Использовать Интернет-технологии в практике обслуживания пользователей.
  3. Создать неформальный ресурс о Ненецком округе.
Особо остановимся на последнем пункте. Краеведение - важная составляющая часть работы библиотеки, а блог может стать тем местом, где собираются воедино полезные ссылки на региональные ресурсы, публикуются оригинальные работы краеведческой тематики, идет систематическая работа по пропаганде культуры, истории, традиций и обычаев народов, проживающих в регионе. Почему Блог получил имя ЧУМотека, объясняет его виртуальная хозяйка ЧУМработница в своем обращении к читателям: «Есть в Нарьян-Маре обычай - давать имена не только улицам, но и домам. Так, Ненецкая школа-интернат в народе зовется просто - ЧУМ. А значит, библиотека Ненецкой школы-интерната является ЧУМотекой».
Сертификат на никнейм ЧУМработница, зарегистрирован за Коткиной 
Ириной Валентиновной
Первыми читателями блога стали коллеги-библиоблогеры, соратники по дистанционному обучению. По мере развития блога туда «пришли» педагоги, воспитанники и выпускники НШИ, а позже - другие Интернет-пользователи из НАО, России и Зарубежья, которых блог привлек, прежде всего, своим национально-региональным колоритом.
По одежке встречают.
Впечатление, которое складывается у посетителя при первом знакомстве с  веб-ресурсом, становится зачастую определяющим в вопросе продолжения или прекращения этого знакомства.
 Дизайн ЧУМотеки должен был отражать специфику края, иметь свою «изюминку», цеплять взгляд оригинальными деталями. Эксперименты с шаблонами, цветом, формальной структурой блога длились не один день. В результате, ЧУМотека стала такой, какой ее видят читатели сегодня. Ярко-синий фон с брызгами сияния, профиль ЧУМработницы в ненецкой панице возле чума, информер погоды, указатели рубрик  в виде оленей погружают гостей блога в атмосферу Заполярья. Краткий русско-ненецкий словарик на боковой панели блога и мультимедийный русско-ненецкий озвученный разговорник с сайта института лингвистических исследований РАН открывает читателям целый мир ненецкого языка. 
Тексты разговорника были переведены и озвучены носителями трёх говоров тундрового диалекта: центрального (Большеземельский), Восточного (Приуральский), Западного (Канинский). Ненецкий язык занесен в Красную Книгу ЮНЕСКО и Красную Книгу языков народов РФ, поэтому так важно использовать все средства для его популяризации и сохранения, в том чисел, и возможности Интернета. Таким образом, «одежка» блога получилась очень национальной и яркой.
Любовь со второго взгляда.
Положительное впечатление от внешнего вида блога может быть испорчено, если его содержание не соответствует заявленной тематике, а качество текстов оставляет желать лучшего. Отличительной особенностью ЧУМотеки стали оригинальные авторские тексты, богато иллюстрированные и написанные с присущим автору юмором. 
Большой интерес у читателей блога вызывают посты региональной направленности:
  • «Вы поедете в город, которого нет?»  - о Пустозерске;
  • Цикл эссе «Ненецкий календарь» по материалам этнографического календаря Ирины Ханзеровой;
  • Очерк о  Нарьян-Маре «Увезу тебя я в тундру»;
  • «Канинский Красный чум против информационного неравенства»;
  • «Сямянхат Мерета. Люди и олени»;
Среди ЧУМовых записок можно найти повествование о Ненецком краеведческом музее, выставочном зале, этно-культурном центре, центральной библиотеке имени Пичкова и Ассоциации «Ясавэй». Читатели ЧУМотеки в курсе событий  ЛИТО «Заполярье» и клуба авторской песни «Арктика». Они с удовольствием знакомятся с новыми номерами литературного журнала для детей на русском и ненецком языках  «Пунушка», произведениями местных авторов и гостей округа - писателей из других регионов.
Возможности веб-платформ, на которых строятся блоги, по умолчанию позволяют создавать архивы документов, структурировать информацию с помощью тегов, дополнительных гаджетов, вложенных страниц. В ЧУМотеке созданы 10 тематических страниц, которые помогают читателям быстрее ориентироваться в содержимом блога. Страница  «О НАО» содержит карту округа, ссылки на посты, посвященные НАО и шуточную клятву юного друга НАО. В «ЧУМофондах» формируется электронный архив документов, среди которых есть мультимедийный учебник «Наш край», презентации «Природные сокровища НАО», альманахи ЛитО «Заполярье», журналы «Пунушка». Размещение документов в открытом доступе позволяет любому заинтересованному лицу познакомиться  с ними, независимо от того, в какой точке планеты он находится. Страница «О ЧУМотеке» повествует о буднях и праздниках самой  большой в округе национальной школы - НШИ. А  Поющий Олень на своей личной страничке без устали поет для всех желающих песню на ненецком языке.
Вместе весело шагать.
Читатели блога проявляют большой интерес к событиям, происходящим в округе. В своих многочисленных комментариях к постам они задают вопросы, обсуждают написанное, спорят, высказывают свое мнение. Помимо этого, они могут разместить в блоге свои гостевые посты на выбранные ими темы, рассказать о себе и своем регионе. Такой обмен информацией делает блог «живым», домашним, привлекательным.
Читатели ЧУМотеки оказывают и самую настоящую реальную помощь. Они помогли победить воспитаннице НШИ Саше Хозяиновой, голосуя за нее в виртуальном конкурсе  «Радость Победы» на сайте Выставочного зала. Отзывы читателей ЧУМотеки стали весомым аргументом в пользу ЧУМотеки на Всероссийском конкурсе блогов «Мудрая сова 2010». Особенно ярко проявилась солидарность ЧУМоЧитателей с Ненецким округом в процессе их участия в конкурсе «7 чудес финно-угорского народа». Активность читателей ЧУМотеки была отмечена директором проекта Марией Сакаевой, которая направила им свое обращение с благодарностью и призывом продолжать голосование, а ЧУМотека была включена в список информационных партнеров проекта.

От Москвы до самых до окраин.
Блоггеры шутят: «Блог гарантированно принесет тебе успех. Для этого надо немного: заниматься им круглосуточно, включая выходные и праздники». Когда ЧУМработница начинала свою блого-деятельность, многие расценили это как очередную блажь или развлечение. Время все расставило на свои места и еще раз утвердило автора ЧУМотеки в правильности выбранного пути. 
За последний год о блоге ЧУМотека, а, значит, и о Ненецком округе, узнали участники Международной конференции «Крым 2010»,  «РЕЛАРН 2010», дистанционной конференции «Информационные технологии в образовании» (ИТО, Архангельск-2010). ЧУМотека была включена  в перечень библиотечных блогов на общероссийском портале Library.RU. В 2010 году ЧУМотека собрала целый букет призов и наград разного ранга:  стала победителем Всероссийского конкурса блогов школьных библиотек «Мудрая сова 2010», призером  российского конкурса на лучший интернет-ресурс для детей, подростков и молодежи «Позитивный контент 2010» и лауреатом Первой премии журналистов "Золотое перо НАО-2010" в номинации "НАО в Интернете"

Показательна статистика блога за полтора года его существования в сети с 22.10.2009:
  • Просмотров страниц – 68000;
  • Постов – 253;
  • Постоянных читателей - 147;
  • Комментариев к постам – 4200;
  • География посетителей: Россия и 45  стран ближнего и дальнего зарубежья.
Блог «ЧУМотека» продолжает свою жизнь во Всемирной сети, а его хозяйка ЧУМработница  не теряет надежды на появление соратников - новых веб-ресурсов о Ненецком округе, которые объединятся в своем стремлении рассказать миру о своей малой родине.

9 комментариев:

  1. А вот я не очень спокойна. руку надо все время держать на пульсе.буду контролировать,как оптоволокно роют по дну Печоры. Ежели что,готова сама нырять и рыть:-)

    ОтветитьУдалить
  2. Ирина, я уже не раз писала, и повторю - выбрано очень верное направление - поддержка (через такие творческие посты в блоге с замечательным названием!) малой Родины. Я думаю, что обязательно должны появиться в самое ближайшее время "соратники" и на своих сайтах и в своих блогах тоже будут рассказывать миру о себе, людях, крае... Просто невозможно, глядя на блог ЧУМотека, этого не захотеть сделать (все, молчу-молчу-молчу, а то снова скажете, что восхваляю не в меру)

    ОтветитьУдалить
  3. Елена Николаевна,столько интересных предложений приходит в этом направлении. Вот сегодня 0 по участию в создании страницы Википедии о ненцах. А проекты сайта Финугор. Столько всего интересного и по-настоящему нужного,только успевай:-)

    ОтветитьУдалить
  4. ЧУМотека, мы тоже запланировали про свой Новочебоксарск в Википедии "расшириться". Только в технологиях вики запутались. Вы освоили вики?

    ОтветитьУдалить
  5. Библи:-)тека,я пока только взглянула. Чтобы что-то понять,надо все откинуть и вплотную этим заняться. Пока есть опасения,что с таким ритмом жизни у меня есть вероятность откинуть коньки:-))

    ОтветитьУдалить
  6. Я думаю, что если бы вики была так же проста в использовании как блоги, библиотекари уже бы не вылезали из Википедии.

    ОтветитьУдалить
  7. Библи:-)тека,а некоторые,кто раскусил прелести википедии,и не вылезают.В процессе обучения работе в блоге с вики тоже было знакомство,но я как-то очень бегло с ним поздоровалась.У каждого сервиса свои задачи,поэтому здесь,наверное,не стоит сравнивать блоги и вики. Я уже поняла,что все равно придется влезать и уверена,что у меня в нашей блогодвинутой компании найдется немало консультантов:-)

    ОтветитьУдалить

Лозунги

2.0 (6) Авторское право (1) акция (3) аналитика (2) анонс (1) Арзамас (3) арт-терапия (1) аудио (1) Белгород (1) Белово (1) Бердичев (1) Библиомост (1) библиотека 2.0 (3) библиотека в школе (6) библиотекарь (2) библиотекарь-педагог (2) библиотеки (2) блог (6) блогостроение (9) блогосфера (6) велобиблиотекари (1) вечный поиск себя (1) видео (1) виртуальные объятия (1) Волгоград (1) Вологда (1) генеральная репетиция (1) Гомель (1) грамотность (1) деньги (1) детское чтение (3) диалоги с властью (1) диалоги с читателями (5) дискуссии (1) дистанционное обучение (2) дистанционный литературный конкурс (1) е-книга (2) Екатеринбург (2) Зеленогорск Красноярского края (1) информационная среда (3) Иркутская область (2) искушение книгой (1) исследование (3) итоги (1) Каланчак (1) Каменск - Уральский (1) Каменск-Уральский (1) Карасук Новосибирской обл. (1) Киев (4) классика (1) клубы (2) книги (5) книжный креатив (3) коллеги (1) компьютерный ликбез (3) конкурс (1) конферениция (2) Королёв (1) кофе (1) краеведение (9) Красноярск (1) Крым-2011 (2) куклы (1) Курган (1) Кушва Свердловской обл. (1) Львов (1) любознательность (1) медиаресурсы (1) Международный день библиотечного блогера (1) Междунродный день чтения (1) методист (1) методическая работа (2) ММП (1) Мозговой онлайн штурм (1) Москва (4) музей в библиотеке (1) мультимедийный электронный ресурс (1) Мурманск (1) Нарьян-Мар (1) наука (1) неконференция (1) Николаев (2) Новокуйбышевск Самарская обл. (1) Новосибирск (1) новости (1) Новоуральск (3) Новочебоксарск (1) обмен идеями (7) обмен опытом (8) объявление (7) Омск (1) опрос (3) опыт (1) Орел (1) особые дети (1) отчет о празднике (4) п. Лыхма Тюменской обл. (1) педагог-библиотекарь (2) переписка с читателями (1) песни (1) писатели (1) планшетный компьютер (1) подкасты (1) подростковое чтение (1) Почта (1) поэтический марафон (1) признание в любви читателям библиотеки №4 г. Михайловки Волгоградской области (1) проект (5) профессиональное общение (7) Псков (2) путешествия (3) развитие (1) реклама библиотеки (1) рекомендации к прочтению (4) речевки (1) с.Приморка Ростовской обл. (1) Санкт-Петербург (2) Саров (2) Саянск (1) семейное чтение (2) сервисы (1) Серпухов Московская обл. (1) советы родителям (1) сокровища библиотек (1) сотрудничество (1) спецпотребности (2) ст. Каневская Краснодарского края (1) Сухой Лог (1) Тверь (3) творчество (1) Тейково Ивановской обл. (1) тольятти (1) Трехгорный (1) трудоустройство выпускников (1) Тула (1) ФГОС (1) Финляндия (1) Херсон (1) ЧГАКИ (1) Чебоксары (1) Челябинск (4) читатель (4) чтение (3) школьная библиотека (5) школьный библиотекарь (3) ЭБС (1) Google (1)