Пост "Что вначале - Яйцо или Курица?!" из блога МЕДИАТЕКА ШКОЛЫ ОТ 13 мая 2011 года
(В подзаглавии блога собственно определена позиция автора: Приглашаются сочувствующие нынешнему состоянию школьных библиотек и стремящиеся к переменам в них в соответствии с требованиями времени Общаемся также во Friendfeede ).
Два года как vip-гостья очередного массового действа, инициированного РШБА, произнесла в поддержку библиотекарей школ важные слова что-то вроде таких: "Быть в школе библиотекарю-педагогу!", и целых двадцать, как эта идея муссируется в умах людей, не очень близко стоящих от школы, вероятно именно это так сильно влияет на целый ряд недопониманий многими вокруг, что же конкретно надо изменить и зачем библиотекарю школы новый статус "педагога"... Подчеркну, что наше общее желание хоть что-то сдвинуть с мертвой точки в развитии школьной библиотеки и позиции, которую занимает в ней собственно библиотекарь, сталкиваются с... нет, не с сопротивлением, скорее, с попыткой разобраться, а зачем библиотекарю школы так вдруг стало необходимо новое название его должности - "библиотекарь-педагог" (правда, , видимо, ошибаясь по Фрейду, некоторые пишут так - "педагог-библиотекарь")?!
Причину возможного утверждения новой должности (пока далеко не "статуса"!) вижу только вот в чем - нищета библиотекарей вообще и школьных, в частности, которая уже стала притчей во языцех. Платили бы библиотекарю, как информационному специалисту тысяч 20-30 рублей в месяц, думаю, все вопросы по новому статусу отпали бы сами собой...
Думается, что сегодня библиотекари понимают, что новый статус вряд ли принесет им дополнительное финансирование (если только не удастся оторвать от педагогов-предметников оплату внеклассных занятий), т.к. в основном, у директоров школ отношение к такой новой должности отрицательное (они вовсе не возражают против должности «информационного какого-то работника», но не видят его в библиотекаре, который «пусть возится себе с учебниками и отбирает ЦОРы»). Но "с паршивой овцы хоть шерсти клок" - хоть отдохнуть по-человечески дадут летом (в соответствии с отпуском педагога)!
Теперь еще раз предлагаю всмотреться (тем предлагаю, кто понимает, что речь идет о ШКОЛЬНОЙ библиотеке, не о ДЕТСКОЙ или о Публичной) в проект Нового Стандарта, где четко прописан "информационно-библиотечный центр"! Что из этого следует?! - Что выстраивать доказательства ВСЕМ вокруг необходимости существования нового библиотекаря, возможно, и "библиотекаря-педагога" вводить имеет смысл с точки зрения изменившейся его деятельности в этом новом информационно-библиотечном центре школы... А запустить анкету с прямым вопросом «Вы ЗА изменение статуса школьного библиотекаря на "библиотекаря-педагога" или Против - ну, ей Богу, это значит получить… весьма некорректные данные! Правда, ими тоже можно везде размахивать в доказательство необходимости изменения "статуса", но, может быть, прежде попытаться подкорректировать вопросы, вложить в Анкету какие-то смысловые, содержательные?!. Чтобы поняли те, кто принимают решения, о чем же идет конкретно речь?!
Я сочувствую людям - школьным библиотекарям, терпению которых удивляюсь.
Я горжусь теми из них, кто поднялся над собой, собственными тяжелыми усилиями освоив новые интернет-технологии, кто начал обучать педагогов-коллег своих школ тому, чему научился сам, кто разобрался, что сила во взаимодействии с коллективом, в убеждении своего директора в важности библиотекаря и его образовательной деятельности, работающей на повышение качества обучения детей-учащихся...
Я очень хочу, чтобы любой статус принес школьному библиотекарю нормальную человеческую зарплату и отпуск, в котором действительно, можно отдохнуть!
Но я также понимаю, что при переходе на самостоятельность директора школ, как никогда ранее, будут считать деньги. И будут платить за КАЧЕСТВО работы, а качество работы КАЖДОГО сотрудника в школе - это прежде всего - качество обучения УЧАЩИХСЯ конкретной школы, которое давно не ограничивается одними уроками!
Послесловие: Проект приказа Минздравсоцразвития России от 16 мая 2011 г. О внесении изменения в Единый квалификационного справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ опубликован...
Сегодня еще есть возможность разъяснять своим директорам и педколлективам своих школ необходимость наличия нового специалиста, продвигающего в школе информационную грамотность и культуру, т.к. мир изменился, в Стандарт вошел новый информационно-библиотечный центр, появилась необходимость обучения и консультаций учителей и учащихся интернет-технологиям, поддержки их проектно-исследовательской деятельности (все есть в Стандарте общего образования!). Делать это можно спокойно (почему нет?!), уверенно (кто это может делать в школе лучше вас - библиотекари?!), находя поддержку в коллективе (который увидел, чего вы достигли, обучившись и внедрив технологии в свою библиотечную работу!).
Делать это необходимо только для одного - пытаться влиять на формирование его собственной потребности в специалисте нового школьного информационно-библиотечного центра! Судя по развивающимся событиям - надеяться не на кого!
Приветствуем Елену Ястребцеву на Параде!
ОтветитьУдалитьИнтересно Ваше мнение о двух противоположных точках зрения, прозвучавших сейчас в Крыму http://paradbb.blogspot.com/p/blog-page_08.html
С удовольствием выскажусь, но не совсем поняла, какие две точки зрения Вы имеете в виду из обсуждавшихся в Судаке. Если речь идет про "диалог" Гениевой и Степанова, то, думаю, Вы не сомневаетесь в моем ответе. На мой взгляд, библиотеки уйдут в интернет. Библиотекари станут другими специалистами. Применительно к школе - это будет специалист-консультант по интернет-технологиям, отвечающий за свободу предоставления информации, стоящий на защите интересов пользователей, обучающий важным вещам поиска, анализа, отбора, соблюдения авторских прав той информации, с которой будут работать школьники
ОтветитьУдалитьВот это да!!! Эти дебаты мне близки и понятны. я думаю школьный библиотекарь справится с любым функционалом. Но статус "техперсонала" для человека с высшим профессиональным (библиотечным) образованием просто неприемлем. Недавно педагог, отвечающий за охрану труда, сказал, что по инструкции мне нужно ходить в спецодежде (халате). Все мы (школьные библиотекари) понимаем, что ЗП нам не повысят, но пусть хоть статус повысят!
ОтветитьУдалитьЕлена Олеговна, насчет "справится с любым функционалом" - вот в дополнение еще разные мнения библиотекарей школы http://friendfeed.com/biblio-media/90a9b0c0 А "должность" вряд ли тут же даст «статус»...
ОтветитьУдалить