Ольга Скороходова |
Если мне встречается новая информация по этой теме - я ее также публикую в блоге. Так появились там воспоминания Натальи Кремневой и Ирины Цукерман, нигде ранее не опубликованные и переданные мне Н.Кремневой.
Вот несколько записей блога по этой теме:
17.08.2008
Скороходова О.И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир. - Москва: Издательство Академии пед. наук РСФСР, 1954 г. - 367 с.
Это самое старое издание книги Скороходовой в фонде нашей библиотеки; самого первого издания - 1947 года - нет.
Для того, чтобы иметь хоть какое-то представление о библиотечном обслуживании читателей со специальными потребностями, нужно обязательно прочесть эту книгу. Чтоб не задавать вопросов , ответы на которые уже есть. Ольга Скороходова много лет тщательно вела записи самонаблюдений, многократно их редактировала, уточняла и систематизировала, относясь к себе, как к объекту исследований, понимая, насколько важна та информация, которая от нее ожидается. Даже в ситуации реальной угрозы для жизни она не прекращала этих самонаблюдений, используя любой собственный опыт для сравнения со своими представлениями , полученными из книг:
"Пережив совершенно неожиданно состояние тонущего человека, я хочу отметить, что мое представление об ощущениях гибнущего человека, о которых я читала, вполне соответствовало тому состоянию, какое я переживала сама, вследствие каприза судьбы, так зло подшутившего надо мной.
Судьба подсунула мне благоприятный случай для самоизучения и самоанализа, предлагая проделать над собой любопытный эксперимент."
"О том, как я себя обслуживаю", "Рука как выразительный орган", "О том, как я устраиваюсь в новой комнате и как представляю предметы" и др. главы можно советовать прочесть всем, кто действительно задумывается над вопросами равного существования в современном обществе людей с ограничениями и без них.
Очерк "Семь дней" для нас , херсонцев, замечателен тем, что описывает поездку Скороходовой на родину в 30-ые годы, ее путешествие к дальней родне в южноукраинское село, быт сельских хлопцев и девчат, их искреннее и непосредственное отношение к ней, так на них непохожей - невидящей, неслышащей, но правильно говорящей и не расстающейся с книжкой с невиданным шрифтом Брайля.
Встречаются в интернете некоторые сообщения, пытающиеся очернить все то, что делал профессор И. Соколянский по воспитанию и обучению Ольги и ей подобных детей. Говорится о том, что для Скороходовой специально были созданы тепличные условия, что она использовалась в качестве контраргумента против американской системы воспитания слепоглухонемых и была советской Еленой Келлер.
Вот эти "тепличные" условия:
"В Одессу я ехала, чтобы отдохнуть и подлечиться в грязелечебнице. Но ввиду того, что я получила отпуск поздно ( путевки в санаторий по соцстрахованию уже окончились), - мне предстояла нелегкая задача - устроиться на лечение по курсовке и при этом найти комнату на все время пребывания в Одессе". ("Две школы")
"Однажды так сложились обстоятельства, что мне пришлось заниматься исключительно физическим трудом. Я вынуждена была работать в комбинате слепых.Сначала мне охотно дали надомную работу - производство обувных шнурков (...) Я усиленно работала над шнурками, чтобы поддержать свое материальное положение хотя бы таким заработком. Но скоро сырье кончилось, надомной работы больше не было. Я обратилась к дирекции с просьбой принять меня на работу в коробочный цех. Но тут я столкнулась с недоверием к моей трудоспособности" ("О труде")
Как видим, Скороходову никто на руках не носил и дорогу перед ней не мел. И ее успехи - результаты труда, ежедневного, и для многих сравнимого с каторжным. Труда как Скороходовой, так и ее учителей.
"Проф. И.А.Соколянский сам перепечатал для меня шрифтом Брайля популярный учебник "Исторический и и диалектический материализм". Под диктовку педагога я перепечатала шрифтом Брайля философский словарь. "
(тут надо уточнить что "диктовка" - это или дактилологические жесты, или писание каждой буквы слова на руке Ольги. Представляете,да?)
В книге опубликованы также стихи Ольги, но к стихам мы еще вернемся.
25.06.2009
Жизнь - подвиг
(Памяти Ольги Ивановны Скороходовой посвящается краткое воспоминание к. пед. наук Ирины Вениаминовны Цукерман, которая на протяжении последних шестнадцати лет жизни Ольги Ивановны регулярно, один-два раза в неделю встречалась с ней и помогала как в работе, так и в повседневной жизни) (читать)
4.04.2009
Н.Кремнева. Мои встречи с Ольгой Ивановной Скороходовой (читать)
Все публикации блога с тегом Ольга Скороходова
Несколько лет, я работала в библиотеке для людей с ограниченными возможностями и не понаслышке знаю их проблемы. В библиотеке есть клуб "Надежда", где кроме незрячих и слабовидящих собираются и другие инвалиды. Атмосфера в библиотеке к ним сложилась очень доброжелательная.
ОтветитьУдалитьНе жалости они ждут от нас, а возможности по мере своих сил трудиться, быть равными в правах. Что и говорить, тяжело им сейчас, когда даже здоровые люди не могут найти для себя подходящую работу.
Слышала об Ольге Скороходовой ещё в студенческие годы на лекциях по психологии. Но публикации о её судьбе раньше нигде не встречались. Уникальный материал. Информация к размышлению и руководство к действию, два в одном. Интересный подход к теме.
ОтветитьУдалитьТот, кто “действительно задумывается над вопросами равного существования в современном обществе людей с ограничениями и без них», оказывается в очень непростом положении. Блог ваш в этой ситуации - рука помощи коллегам.
Всегда, когда мне по жизни становится очень плохо (а таких ситуаций всё больше), я думаю о том, что есть люди, которым, может быть, ещё хуже, но которые не сдаются судьбе, а продолжают жить. Рассказы о таких сильных духом людях очень нужны нашему больному обществу.
ОтветитьУдалитьВ Белгородской области есть свой уникальный человек с ограниченными возможностями - Василий Ерошенко. Может быть вы слышали о нем. Этот тотально слепой человек один (!)едет в Англию, потом в Японию. Выучил японский язык, начал на нём писать сказки, пьесы, стихи.Побывал в Индии, Китае, Сиаме. Путешествует по Чукотке. В Туркмении открыл первую школу для слепых детей, был её директором и преподавателем. Человек интереснейшей судьбы. Когда были на семинаре, посвященном его 120-летию, у нас мурашки бегали. Мы проводили мероприятие по жизни и творчеству В. Ерошенко, так наши дети-читатели были под таким впечатлением! Все книги о нём разобрали. Может быть, надо рассказывать нынешним детям чаще о таких людях, которые преодолевали себя?
ОтветитьУдалитьКонечно, нужно рассказывать!!! Они очень нужны эти рассказы, особенно детям. Потому что, если их нет, то объектами для подражания, ориентирами становятся те, о ком говорят много и часто: продажные политики, гулящие девки (прошу прощения) и т. п. "герои".
ОтветитьУдалитьЯ полностью согласна! В своей библиотеке мы стараемся раскрыть творческий потенциал людей с ограниченными возможностями: организуем выставки их картин, поделок, организуем встречи с читателями. Так мы пропагандируем идею толерантности.
ОтветитьУдалитьВасилий Ерошенко - человек мира. Вот материалы интернет-конференции о нем:
ОтветитьУдалитьhttp://subscribe.ru/catalog/lit.writer.1a2b3c
Я тоже о нем писала и даже подкаст записала.
рекоменую еще один блог по схожей теме - "Особенная библиотека"
http://vdovushkina.blogspot.com/
Люди с ограниченными возможностями. Сколько маленьких подвигов им нужно совершить, чтобы элементарно обслужить себя в быту. И как невероятно трудно реализовать себя в жизни. Преклоняюсь пред их силой воли и пред людьми, которые им помогают найти своё место в жизни.
ОтветитьУдалитьhttp://vkontakte.ru/club14367456
ОтветитьУдалитьГруппа "Василий Яковлевич Ерошенко" ВКонтакте.
Буду рада новым знакомым и друзьям, всем, кому это нужно. Библиоменеджер, жду Вас!
Юлия Патлань