Блог "Маматека" - библиотечный блог для мам, созданный в центральной городской библиотеке им.А.М.Горького г.Арзамаса Нижегородской области. Это виртуальное продолжение проекта "Материнское чтение", победителя городского конкурса проектов в области культуры "Творческая инициатива-2008".
Сегодня у мам возникает много вопросов, например, Зачем петь малышу, который еще не родился или Нужны ли детям страшные сказки. Мы отвечаем на вопросы, даем советы, рассказываем о новом и интересном. Ведь мы не только библиотекари, но и мамы. Особенностью почти каждого сообщения является рекомендация конкретной книги из наших фондов.
На Парад я представляю пост Как оттащить ребенка от компьютера.
В наше время у родителей накопилось много «компьютерных » вопросов. Например, почему ребенок с головой уходит в виртуальный мир? И действительно ли он настолько опасен, этот компьютер, как о нем пишут журналы? Во сколько лет ребенку безопасно туда погружаться? И вообще, «есть ли у него на уме что – нибудь, кроме стрелялок и бродилок?»
В книге Заряны и Нины Некрасовой собран ценный и толковый материал о вреде и пользе компьютера, телевизора, Интернета, мобильника и т. д. Авторы дали возможность высказаться всем: детям и взрослым, специалистам из разных областей и фанатичным компьютерщикам. Собрали немало реальных случаев, когда компьютерно-телевизионный фанатизм был преодолен. Написали множество тестов, чтобы вы смогли определить зараженность вашего ребенка виртуальным миром. Предложили множество практикумов, игр, совместных занятий. Опросили сотни людей….и в результате такой огромной работы авторы пришли к выводу, что компьютерной проблемы не существует!
Когда мама жалуется на то, что сын ее не слышит и целые дни проводит в виртуальной реальности, - это не компьютерная проблема. Когда дочка общается со своими ровесниками только SMS–ками и не выходит гулять - это не компьютерная проблема. Это всегда проблема взаимоотношений. Когда дети и родители не могут общаться полноценно, ребенок находит себе «суррогат», подмену настоящей жизни, в которой, как ему кажется, проще быть.
Самая главная причина зависания детей на компьютере – безнадзорность детей, т.е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители просто купили ребенку компьютер, считая, что таким образом они выполнили родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий - он предоставлен самому себе.
Следующей причиной может стать постоянные ссоры между родителями. В таких семьях царит эмоционально–психологическое напряжение.
Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально – психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.
Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем.
Недостаток общения со сверстниками, одноклассниками или родителями также может толкнуть ребенка в компьютеру.
Чтобы хоть как -то снять напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях возникает отчуждение к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.
Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания, то для ребенка (чтобы не видеть этого насилия) становится другом виртуальный мир.
Поэтому на вопрос, кто виноват, если ребенок целыми днями просиживает у компьютера, ответ напрашивается сам собой: конечно, родители. Они не занимаются ребенком и вот результат! К несчастью, нередко родители выступают в роли без вины виноватых. Ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семью заставляют работать всех членов семьи. Отсюда и возникает закономерность: по возвращению с занятий «брошенного ребенка » ожидает в квартире лишь его преданный друг – компьютер.
Когда мама жалуется на то, что сын ее не слышит и целые дни проводит в виртуальной реальности, - это не компьютерная проблема. Когда дочка общается со своими ровесниками только SMS–ками и не выходит гулять - это не компьютерная проблема. Это всегда проблема взаимоотношений. Когда дети и родители не могут общаться полноценно, ребенок находит себе «суррогат», подмену настоящей жизни, в которой, как ему кажется, проще быть.
Самая главная причина зависания детей на компьютере – безнадзорность детей, т.е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители просто купили ребенку компьютер, считая, что таким образом они выполнили родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий - он предоставлен самому себе.
Следующей причиной может стать постоянные ссоры между родителями. В таких семьях царит эмоционально–психологическое напряжение.
Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально – психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.
Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем.
Недостаток общения со сверстниками, одноклассниками или родителями также может толкнуть ребенка в компьютеру.
Чтобы хоть как -то снять напряжение, дети уходят в виртуальный мир.
Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях возникает отчуждение к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.
Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания, то для ребенка (чтобы не видеть этого насилия) становится другом виртуальный мир.
Поэтому на вопрос, кто виноват, если ребенок целыми днями просиживает у компьютера, ответ напрашивается сам собой: конечно, родители. Они не занимаются ребенком и вот результат! К несчастью, нередко родители выступают в роли без вины виноватых. Ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семью заставляют работать всех членов семьи. Отсюда и возникает закономерность: по возвращению с занятий «брошенного ребенка » ожидает в квартире лишь его преданный друг – компьютер.
Что делать если ребенок уже завис.
- Можно попробовать повоевать. Проявить родительскую волю – взять и отнять компьютер, поставить пароль. Но – увы… Тот, кто попробовал это сделать, по опыту знают, что ликвидация одной проблемы порождает массу других. Они словно вырастают на ровном месте, из ничего – как головы Чуда – Юда ужасного взамен одной отсеченной.
- Второй вариант. Махнуть на все рукой. Иные родители так и поступают. Ну выросли же целые поколения детей на тех же компьютерных играх – и ничего. Но гарантии, что ребенок очнется и вовремя вернется в реальный мир нет никаких.
- Мы должны проявить благоразумие и на детское поведение реагировать по взрослому: мудро. Окрики, подначивания, обиды и шлепки – это детская реакция. Родители, которые часто к ней прибегают, можно только пожалеть: они не успели вырасти. Не можете сдержаться? Растите . И с высоты своего роста смотрите на своих детей. Не надо сражаться со своими собственными детьми.
Несколько способов помочь избавиться ребенку от компьютерной зависимости.
- Компьютерная проблема решается просто на ранних стадиях. Тут всего – то и надо, что поставить ребенка впереди всех своих дел. И настроиться на одну волну – такую, когда родителям и детям хорошо вместе.
- Снимите ребенка за игрой, когда он вошел в азарт. Крупным планом - руки, вцепившиеся в мышку, напряженный взгляд, мимику. Зафиксируйте, сколько он играет: просто покажите часы в начале и в конце игры. И параллельно, как выглядит ребенок в начале и конце игры. А потом предложите посмотреть видеозапись. Он сам увидит, как возрастает напряжение, и тогда на вопрос «отчего так устал» поймет правильный ответ.
- Превратить игру в работу. Разрешать ребенку играть только после того, как выполнит определенную работу на компьютере (Напечатает нужный вам текст, отсканирует рисунки, поработает над фотографиями).
- Играйте вместе с детьми, но при этом ограничивайте время игры.
- Купите на смену игр развивающие диски и обучающие программы.
Подробнее:
Некрасова, З. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать / З.Некрасова, Н.Некрасова. – М. : ООО Издательство «София», 2007. – 256 с.
Из выступления на родительском собрании Е.И.Веселовой,
заведующей отделом обслуживания
центральной детской библиотеки им.А.П.Гайдара (г.Арзамас)
Абсолютно согласна с позицией - проблема зависимости внутри нас, а не в Интернете
ОтветитьУдалитьКак я рада, что в жизни моего ребёнка компьютер появился довольно поздно, уже в старших классах. К тому времени в нем уже прочно поселилась потребность в чтении и в книге. Сейчас много и запоем читает и даже пишет. А компьютер никуда от него не делся: по специальности он, кстати, компьютерщик.
ОтветитьУдалитьПонимаю, что развитие "нашего сценария" сегодня уже невозможно. Насколько я понимаю, дети уже с младших классов должны быть с компьютерными технологиями "на ты". Тем важнее и нужнее становится обсуждение темы, которую затронула "Маматека".
Согласна.
ОтветитьУдалитьБыло бы здорово, если под каждым постом парада, завязалось обсуждение его темы :)
Человекам, почему-то, свойственно возводить на пьедестал то одно, то другое техническое новшество. Когда-то примерно то же самое было с радио и с телевидением. Конечно, это проблема взаимоотношений.
ОтветитьУдалить