Блог "Маматека" советует

Блог "Маматека" - библиотечный блог для мам, созданный в центральной городской библиотеке им.А.М.Горького г.Арзамаса Нижегородской области. Это виртуальное продолжение проекта "Материнское чтение", победителя городского конкурса проектов в области культуры "Творческая инициатива-2008".

Сегодня у мам возникает много вопросов, например, Зачем петь малышу, который еще не родился или Нужны ли детям страшные сказки. Мы отвечаем на вопросы, даем советы, рассказываем о новом и интересном. Ведь мы не только библиотекари, но и мамы. Особенностью почти каждого сообщения является рекомендация конкретной книги из наших фондов.

На Парад я представляю пост Как оттащить ребенка от компьютера.

В наше время у родителей накопилось много «компьютерных » вопросов. Например, почему ребенок с головой уходит в виртуальный мир? И действительно ли он настолько опасен, этот компьютер, как о нем пишут журналы? Во сколько лет ребенку безопасно туда погружаться? И вообще, «есть ли у него на уме что – нибудь, кроме стрелялок и бродилок?»

В книге Заряны и Нины Некрасовой собран ценный и толковый материал о вреде и пользе компьютера, телевизора, Интернета, мобильника и т. д. Авторы дали возможность высказаться всем: детям и взрослым, специалистам из разных областей и фанатичным компьютерщикам. Собрали немало реальных случаев, когда компьютерно-телевизионный фанатизм был преодолен. Написали множество тестов, чтобы вы смогли определить зараженность вашего ребенка виртуальным миром. Предложили множество практикумов, игр, совместных занятий. Опросили сотни людей….и в результате такой огромной работы авторы пришли к выводу, что компьютерной проблемы не существует!

Когда мама жалуется на то, что сын ее не слышит и целые дни проводит в виртуальной реальности, - это не компьютерная проблема. Когда дочка общается со своими ровесниками только SMS–ками и не выходит гулять - это не компьютерная проблема. Это всегда проблема взаимоотношений. Когда дети и родители не могут общаться полноценно, ребенок находит себе «суррогат», подмену настоящей жизни, в которой, как ему кажется, проще быть.

Самая главная причина зависания детей на компьютере – безнадзорность детей, т.е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители просто купили ребенку компьютер, считая, что таким образом они выполнили родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий - он предоставлен самому себе.

Следующей причиной может стать постоянные ссоры между родителями. В таких семьях царит эмоционально–психологическое напряжение.

Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально – психологическое насилие со стороны одноклассников или сверстников.

Развод родителей также может послужить поводом для ухода в другую реальность, где нет никаких проблем.

Недостаток общения со сверстниками, одноклассниками или родителями также может толкнуть ребенка в компьютеру.

Чтобы хоть как -то снять напряжение, дети уходят в виртуальный мир.

Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях возникает отчуждение к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.

Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания, то для ребенка (чтобы не видеть этого насилия) становится другом виртуальный мир.

Поэтому на вопрос, кто виноват, если ребенок целыми днями просиживает у компьютера, ответ напрашивается сам собой: конечно, родители. Они не занимаются ребенком и вот результат! К несчастью, нередко родители выступают в роли без вины виноватых. Ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семью заставляют работать всех членов семьи. Отсюда и возникает закономерность: по возвращению с занятий «брошенного ребенка » ожидает в квартире лишь его преданный друг – компьютер.
Что делать если ребенок уже завис.
  • Можно попробовать повоевать. Проявить родительскую волю – взять и отнять компьютер, поставить пароль. Но – увы… Тот, кто попробовал это сделать, по опыту знают, что ликвидация одной проблемы порождает массу других. Они словно вырастают на ровном месте, из ничего – как головы Чуда – Юда ужасного взамен одной отсеченной.
  • Второй вариант. Махнуть на все рукой. Иные родители так и поступают. Ну выросли же целые поколения детей на тех же компьютерных играх – и ничего. Но гарантии, что ребенок очнется и вовремя вернется в реальный мир нет никаких. 
  • Мы должны проявить благоразумие и на детское поведение реагировать по взрослому: мудро. Окрики, подначивания, обиды и шлепки – это детская реакция. Родители, которые часто к ней прибегают, можно только пожалеть: они не успели вырасти. Не можете сдержаться? Растите . И с высоты своего роста смотрите на своих детей. Не надо сражаться со своими собственными детьми.
Несколько способов помочь избавиться ребенку от компьютерной зависимости.
  • Компьютерная проблема решается просто на ранних стадиях. Тут всего – то и надо, что поставить ребенка впереди всех своих дел. И настроиться на одну волну – такую, когда родителям и детям хорошо вместе.
  • Снимите ребенка за игрой, когда он вошел в азарт. Крупным планом - руки, вцепившиеся в мышку, напряженный взгляд, мимику. Зафиксируйте, сколько он играет: просто покажите часы в начале и в конце игры. И параллельно, как выглядит ребенок в начале и конце игры. А потом предложите посмотреть видеозапись. Он сам увидит, как возрастает напряжение, и тогда на вопрос «отчего так устал» поймет правильный ответ.
  • Превратить игру в работу. Разрешать ребенку играть только после того, как выполнит определенную работу на компьютере (Напечатает нужный вам текст, отсканирует рисунки, поработает над фотографиями).
  • Играйте вместе с детьми, но при этом ограничивайте время игры.
  • Купите на смену игр развивающие диски и обучающие программы.
Подробнее:
Некрасова, З. Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать / З.Некрасова, Н.Некрасова. – М. : ООО Издательство «София», 2007. – 256 с.

Из выступления на родительском собрании Е.И.Веселовой,
заведующей отделом обслуживания
центральной детской библиотеки им.А.П.Гайдара (г.Арзамас)

4 комментария:

  1. Абсолютно согласна с позицией - проблема зависимости внутри нас, а не в Интернете

    ОтветитьУдалить
  2. Как я рада, что в жизни моего ребёнка компьютер появился довольно поздно, уже в старших классах. К тому времени в нем уже прочно поселилась потребность в чтении и в книге. Сейчас много и запоем читает и даже пишет. А компьютер никуда от него не делся: по специальности он, кстати, компьютерщик.

    Понимаю, что развитие "нашего сценария" сегодня уже невозможно. Насколько я понимаю, дети уже с младших классов должны быть с компьютерными технологиями "на ты". Тем важнее и нужнее становится обсуждение темы, которую затронула "Маматека".

    ОтветитьУдалить
  3. Согласна.
    Было бы здорово, если под каждым постом парада, завязалось обсуждение его темы :)

    ОтветитьУдалить
  4. Человекам, почему-то, свойственно возводить на пьедестал то одно, то другое техническое новшество. Когда-то примерно то же самое было с радио и с телевидением. Конечно, это проблема взаимоотношений.

    ОтветитьУдалить

Лозунги

2.0 (6) Авторское право (1) акция (3) аналитика (2) анонс (1) Арзамас (3) арт-терапия (1) аудио (1) Белгород (1) Белово (1) Бердичев (1) Библиомост (1) библиотека 2.0 (3) библиотека в школе (6) библиотекарь (2) библиотекарь-педагог (2) библиотеки (2) блог (6) блогостроение (9) блогосфера (6) велобиблиотекари (1) вечный поиск себя (1) видео (1) виртуальные объятия (1) Волгоград (1) Вологда (1) генеральная репетиция (1) Гомель (1) грамотность (1) деньги (1) детское чтение (3) диалоги с властью (1) диалоги с читателями (5) дискуссии (1) дистанционное обучение (2) дистанционный литературный конкурс (1) е-книга (2) Екатеринбург (2) Зеленогорск Красноярского края (1) информационная среда (3) Иркутская область (2) искушение книгой (1) исследование (3) итоги (1) Каланчак (1) Каменск - Уральский (1) Каменск-Уральский (1) Карасук Новосибирской обл. (1) Киев (4) классика (1) клубы (2) книги (5) книжный креатив (3) коллеги (1) компьютерный ликбез (3) конкурс (1) конферениция (2) Королёв (1) кофе (1) краеведение (9) Красноярск (1) Крым-2011 (2) куклы (1) Курган (1) Кушва Свердловской обл. (1) Львов (1) любознательность (1) медиаресурсы (1) Международный день библиотечного блогера (1) Междунродный день чтения (1) методист (1) методическая работа (2) ММП (1) Мозговой онлайн штурм (1) Москва (4) музей в библиотеке (1) мультимедийный электронный ресурс (1) Мурманск (1) Нарьян-Мар (1) наука (1) неконференция (1) Николаев (2) Новокуйбышевск Самарская обл. (1) Новосибирск (1) новости (1) Новоуральск (3) Новочебоксарск (1) обмен идеями (7) обмен опытом (8) объявление (7) Омск (1) опрос (3) опыт (1) Орел (1) особые дети (1) отчет о празднике (4) п. Лыхма Тюменской обл. (1) педагог-библиотекарь (2) переписка с читателями (1) песни (1) писатели (1) планшетный компьютер (1) подкасты (1) подростковое чтение (1) Почта (1) поэтический марафон (1) признание в любви читателям библиотеки №4 г. Михайловки Волгоградской области (1) проект (5) профессиональное общение (7) Псков (2) путешествия (3) развитие (1) реклама библиотеки (1) рекомендации к прочтению (4) речевки (1) с.Приморка Ростовской обл. (1) Санкт-Петербург (2) Саров (2) Саянск (1) семейное чтение (2) сервисы (1) Серпухов Московская обл. (1) советы родителям (1) сокровища библиотек (1) сотрудничество (1) спецпотребности (2) ст. Каневская Краснодарского края (1) Сухой Лог (1) Тверь (3) творчество (1) Тейково Ивановской обл. (1) тольятти (1) Трехгорный (1) трудоустройство выпускников (1) Тула (1) ФГОС (1) Финляндия (1) Херсон (1) ЧГАКИ (1) Чебоксары (1) Челябинск (4) читатель (4) чтение (3) школьная библиотека (5) школьный библиотекарь (3) ЭБС (1) Google (1)