Блог "Копающаяся в методиках"

Спасибо, уважаемая Библи:-)тека, за приглашение участвовать в Параде. Очень интересный проект! А какие интересные участники!!! Мы с моим блогом показались себе на их фоне суховатыми  дамами в черном платье до пят и очень сначала застеснялись. Но остаться  безучастными не смогли - очень уж хочется новых знакомств, и расширения круга общения, и новых интересных идей...
Копающаяся в методиках (это я о себе) - это блог библиотечных методик. Консультации по классическим и инновационным библиотечным методам и приемам работы с читателями (претендующие на некоторую полноту изложения вопроса, так как собирались по всем доступным источникам), обобщения опыта (а его, интересного, у нас столько, что обобщать и обобщать), авторские разработки специалистов детской библиотеки им. С.Т. Аксакова г. Трехгорного и многое другое полезное в библиотечном деле - вот контент моего блога.  Суховато? Возможно. Но информативно.
Конечно, хочу чтобы в блоге появилось и живое общение, но реализовать идеи мешает моя слабая техническая осведомленность. Но со временем обязательно найду нужные кнопочки ))) Представить решила вещь, которая полностью соответствует стилю моего блога, так как является одновременно и консультацией по работе с читателями, и обобщением несколько-летнего опыта, и собственной авторской разработкой (к сожалению, не смогла вставить в пост презентацию. Не получается (( )


Я хочу рассказать о своем клубе. Считаю его удачным опытом в своем профессиональном творческом багаже. Потому что, имея только задачу создать клубное объединение и не имея методики и подсказок как обеспечить жизнедеятельность детского клуба, все получилось. В разное время мне помогали заниматься клубом Л. А. Пудовкина, Л. П. Першина и Д.В. Яценко. Я им очень благодарна, приходя в объединение они приносили новые идеи, которые часто были для формирующейся методики руководства клубом просто бесценны.
«Клеп-клуб» был создан в марте 2002 года. Но идея создания клуба появилась гораздо раньше, вместе с появлением альманаха «Клёпа» и его непоседливой и любознательной героини.

Концепция клуба определяет его, как  объединение для интеллектуального общения и творческого развития детей 8-12 лет. Таким образом, основной целью работы данной детской  организации является создание условий для  развития мыслительной и творческой активности детей и создания ими продукта реализации полученных после чтения впечатлений или, наоборот, продукта, побуждающего к чтению.
Достижение цели становится возможным  при соблюдении принципов, на которых мы строим всю клубную работу:
·        клуб – объединение добровольное; 
·        обязательно наличие инициативного ядра клубистов;
·        дети – активные участники и созидатели клубной жизни и творческих проектов;
·        темы и формы встреч выбираются самими детьми.
Задача  взрослых, отталкиваясь от детских интересов, привести их к книге, стимулировать мотивации к чтению, способствовать активному развитию творческой читательской деятельности;
·        поддерживается и поощряется любая творческая инициатива членов клуба;
·        никакой назидательности, только содействие, сотрудничество и сотворчество детей и взрослых. Необходимое  корректирование проводится мягко и незаметно.
А корректировать случается. Ведь клубная организация, на наш взгляд, не может жить обособленно, она должна активно участвовать в жизни библиотеки. И наш «Клёп-клуб» в общебиблиотечной жизни нашёл, как нам кажется, свою особую нишу. Дети-клубовцы не только сами интересно проводят время, но и  организуют досуг других читателей библиотеки. Сами пишут сценарии и проводят мероприятия (чаще всего это игры) для сверстников. Это и есть тот продукт, стимулирующий чтение или помогающий осмыслить прочитанное, о котором уже говорилось. Конечно, в возрасте 8-12 лет написать сценарий и качественно провести мероприятие очень непросто. Поэтому работа с детьми в клубе развивается по ступенчатой схеме, в основу которой положен принцип «от простого к сложному»:
1 ступень: «Активные взрослые». Клубные встречи готовят и проводят руководители клуба.

Дети выполняют привычную для себя роль участников.
 На этой ступени закладываются основы будущей деятельности клуба. Взрослые стремятся  создать благоприятные условия для адаптации детей в новом коллективе, определить детские интересы,  сформировать ядро активистов клуба, образовать клубные традиции и т. д.
2 этап: «Активные дети».  Дети-клубисты начинают играть более активную роль:
сами выбирают темы для мероприятий, участвуют в подготовке встреч (например, им предлагается организовать какой-либо конкурс или выбрать задание на основе подготовленной библиотекарем литературы, сообща оформить рекламную афишу и т. д.), участвуют в готовом мероприятии и скоро у них появляется соблазн самим попробовать себя в роли ведущих какого-либо фрагмента встречи или поучаствовать в театрализации.
Итак, схема 2 этапа такова: «выбор детьми тем – частичное их участие в подготовке встреч - участие в готовом мероприятии – проведение отдельных фрагментов мероприятия».
Главная  инициатива  действия по-прежнему принадлежит взрослым.
Задача библиотекарей: поощрять инициативу детей, стимулировать и развивать творческие и коммуникативные способности детей; воспитывать уверенность в своих возможностях и талантах, способствовать развитию коллективистских отношений в клубе.
3 этап: «Дети: максимум самостоятельности». Инициатива переходит в руки клубистов и развивается по схеме: «выбор детьми темы - написание ими же сценария – организация детьми встречи (или участие в ней) по сценарию – самостоятельное проведение мероприятия».


Задача со стороны руководителей теперь заключается  во всемерной поддержке инициативы детей, создании условий для их творческого развития, корректировке детских сценариев, помощи и рекомендациях в организации и проведении встреч.
Как видим,  взрослые встают на  позицию содействия, а клубовцы получают максимум самостоятельности в своих творческих проявлениях. Этот подход полностью соответствует Концепции нашей библиотеки: «…Творческая активность у детей наиболее эффективно стимулируется  свободой    выбора занятий…»,   а также  «…непринужденной, свободной обстановкой» (Концепция развития творческой  читательской деятельности в условиях детской библиотеки. – Трёхгорный, 2001. – С.5).
Развитие детей в клубе происходит неравномерно: тогда как некоторые клубисты достигают  уже третьей творческой ступени, другие – только второй. Это зависит от многих факторов: продолжительности занятий в клубе конкретного ребёнка, его  желания, активности, наличия свободного времени. То есть, раскрытие  происходит индивидуально, и мы это учитываем в первую очередь
 Расскажем, как развивается деятельность клуба в течение года.
Клубные встречи организуются с сентября по май, летом – каникулы и поиск новых идей.
На первой после отдыха сентябрьской встрече, которая обычно называется «Осеннее чаепитие, или Снова вместе»,  за круглым столом и чашкой чая обсуждаются темы клубных мероприятий грядущего года. Какие темы предлагают дети? Разные. Например, осень, наши таланты, нечистая сила, Египет, зимние игры на природе, рождественские гадания, цирк, домашние и дикие животные, Хеллоуин и т. д. Скажете, ничего особенного? Согласна. Но для нас очень важно, чтобы дети выбрали то, что им действительно интересно, то ради чего они будут стараться и увлечённо разрабатывать сценарии, создавать яркие мероприятия. Такие мероприятия мы называем Большими встречами.   
Обычно в месяц организуется одна Большая встреча, её предваряет не менее большая общеклубная подготовка: одни пишут сценарий, подключают других к организации (и начинаются индивидуальные и групповые репетиции), третьи оформляют  рекламные афиши и пригласительные билеты… Ведь часто, в зависимости от темы, формы  и поставленной цели, на подготовленное силами клубистов  мероприятие приглашаются гости. 
Назовём некоторые такие большие встречи: КВН «Праздник Непослушания», театрализованная игра-представление для дошкольников «Предновогодняя история», игра-викторина «Слабое звено», игра-соревнование «Золотая антилопа», игра-приключение «Следствие ведут…», театрализованная игра-соревнование «Пятница 13-е, или Встреча на Лысой горе», игра-творчество «Русская избушка на лесной опушке», игра-детектив «Праздник длинных теней»… Как видим, при организации клубных мероприятий используются самые разнообразные формы. Среди понравившихся детям форм, можно назвать и  такие, как игра-развлечение, игра-сюрприз, игра-совет, устный журнал, игра-знакомство, игра-поиск, игра-караоке…
Клубовцы не только приглашают гостей, но и сами любят ходить  в гости. Особенно, если приглашает театр «Открытая книга». На спектакли и большие праздники. Например, клуб  был приглашен на 15-летие театра. Клубовцы приготовили подарок – «Книгу пожеланий»  и поздравительную стихотворную композицию.
Усилиями этих двух объединений создаются и общие мероприятия. Таким большим творческим делом стал КВН «Праздник Непослушания». «Клёп-клуб» организовал команду «Трудные детки», дети театра – «Генеральная репетиция». Команды придумали эмблемы, девиз, подготовили театрализованные «Приветствия» (в которых представили свои коллективы) и «Домашнее задание» (в котором представили свои варианты Праздника Непослушания). Всё было как в настоящем КВН: весело, остроумно и со вкусом!
Вот такая широкая общественная жизнь у нашего клуба! Но каждый наш клубовец ценит, что он член ограниченного круга «посвящённых»: «Я не один, но и не с кем попало, рядом свои». Поэтому некоторые клубные встречи носят камерный характер и остаются закрытыми для гостей. Это мероприятия очень значимые для клубного коллектива (например, театрализованная игра-развлечение «Первый день рождения», посвящённая годовщине создания клуба, ежегодная зимняя встреча в лесу и др.), организационные  собрания, на которых решаются различные клубные вопросы, еженедельные встречи-«творческие мастерские», когда клубовцы собираются, чтобы принять участие в интеллектуальном марафоне «Читатель года» (дружно поиграть в разные библиотечные игры  и заработать «эрудитки»).
Сложились в клубе и свои традиции. Одна из них - дружное чаепитие, весёлые конкурсы и игры после основной части большой встречи, когда гости уже разошлись.  Другая любимая детьми традиция – ежегодная зимняя встреча в лесу у костра. Здесь, конечно, невозможно обойтись без помощи родителей, ведь нужно заготовить дрова, разжечь костёр и, в конце концов, обеспечить безопасность. Клубовцы со своей стороны подготавливают спортивно-интеллектуальную игру (например, игра-поиск «Крутой маршрут», игра «Риск-версия» и др.), которая становится основной частью встречи,
затем следуют пикник у костра, конкурсы и развлечения, построение снежных крепостей, игра в снежки и т. д. и т. п..
         Всю клубную жизнь мы отражаем в информационном уголке «Знакомьтесь: Клёп-клуб». Информацию, помещённую здесь, можно условно объединить в следующие блоки:

§  история клуба (полуобъёмные плакаты, выполненные детьми, фотоальбом «История в картинках», постоянно пополняющийся новыми фотографиями, отражающими  клубную жизнь),
§  «Клёп-библиотечка» (в ней альманахи «Клёпа…» и т. п.),
§  стенд «Клёп-новости». Здесь же помещён «Блокнот новых друзей Клёпы», в котором дети, побывавшие в гостях у клуба, могут оставить свои данные, если хотят в него записаться.
         В этом же уголке представлена вся клубная атрибутика: символ клуба – Клёпа - кукла, одетая в платье радужных цветов с «волшебным» карманом; девиз клуба (Девиз - «Мы - вместе. Нам вместе веселее, интереснее!»); «фирменные» оценочные знаки, так необходимые в соревновательных играх. Это «Клубные Очки», которые мы ласково называем «клубочками» (от сокращённого «клуб. очки»). Они и хранятся у нас в маленькой корзинке для рукоделия, потому что выполнены в виде разноцветных клубочков из шерстяных ниток, на каждом приклеена буква девиза или необходимый знак препинания. Это нужно для того, чтобы в конце какой-либо игры, объединив заработанные  в соревновании «клубочки» команды-соперники тоже объединились и, сообща составив девиз клуба, снова почувствовали себя единым коллективом.        
Есть у клуба и свои правила посвящения в члены объединения. Клубисты со стажем разработали анкету, где новички должны ответить, например, на такие вопросы: «На каких встречах ты был?», «У тебя есть чувство юмора? (напиши шутку)», «Зачем ты хочешь записаться?», «Что ты знаешь из истории клуба?» и т. д. Кроме того, новички должны проявить себя на одной из встреч, т. е. подготовить какой-либо конкурс или  номер.
Конечно, дети вырастают, и возникает вопрос: «А что дальше?». А дальше дети организуют другой клуб, новый, с «подросшими» интересами. А клуб, выпустивший своих героев, набирает новую волну маленьких клубовцев. И тогда начинается интереснейшее взаимодействие клубов. А это уже иная (четвёртая) ступень клубного развития и общения.
         Такой опыт в нашем клубе тоже есть.
Когда основная масса «клёповцев» первой волны вступила в подростковый возраст (возрастной ценз клуба –12 лет), в клубе остались только девочки. Таким образом, клуб превратился в подростковый и стал объединением последних. На общем собрании клубистки решили изменить название клуба. Он стал называться «G*s S», что значит «Girls*s secrets» (в пер. с англ. – «Девичьи секреты»).
Изменились форма и тематика мероприятий. Игра, оставаясь основой клубных встреч, приобрела новые качества, стала более серьёзной, легко сочетаемой с беседой, размышлением и практическими занятиями.  
Так на игре-совете «Крибле-крабле-бумс! или Советы доброй волшебницы девочкам, собирающимся на бал», состоявшейся пред новогодними праздниками девочкам было интересно узнать, как подготовиться к праздничному вечеру, как научиться правильно ухаживать за своей внешностью. Практические советы они смогли записать на специально подготовленных карточках. Советы чередовались с конкурсами по заданной теме.
Игра-беседа «Все причёски хороши – выбирай!» учила девочек ухаживать за волосами и имела продолжением практическое занятие, основанное на использовании компьютерной программы «Дамский мастер»…
        А «Клёп-клуб» возобновил свою работу, объявив набор «клёповцев»-новичков, желающих весело, интересно и с пользой проводить время в детской библиотеке.  Состоялась церемония передачи «Клёп-клуба» из рук бывших его владельцев новым.
Время, которое «Клёп-клуб» действует в библиотеке, непростое для его руководителей. Мы постоянно ищем новые идеи, новые возможности сделать клуб ещё интереснее и привлекательнее для детей. Стремимся к тому, чтобы дети, подрастающие в клубе, выросли настоящими читателями и мыслящими самостоятельно людьми. Таким образом, мы стремимся к  согласованному и равновеликому развитию эмоциональной, нравственной и интеллектуальной сфер ребёнка. А это является основным фактором в воспитании гармонически развитой личности.

19 комментариев:

  1. Наталья, ваша библиотека вся "клубится".
    А блог очень полезный, "кнопочки" при Вашем энтузиазме освоются быстро.

    ОтветитьУдалить
  2. Теперь о том, как вставить презентацию в блог, для этого нужно разместить ее, к примеру, на сервисе SlideShare (нужна регистрация). И получить там код для вставки в блог.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за подсказку. Прямо сейчас и попробую

    ОтветитьУдалить
  4. Для расширения общения группа "Неконференция библиотечных блогеров" на фейсбук http://www.facebook.com/home.php?sk=group_105006176253782&notif_t=group_r2j

    ОтветитьУдалить
  5. Ната, с удовольствием побывала на вашем блоге: он просто чудо (впрочем, как и сайт!) :):) Содержательный, лаконичный, с интересными идеями.
    Успехов и процветания!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо. Теперь я знаю, что на верном пути.А на Неконференцию отправлюсь сразу после чая))) А в вашей библиотеке время чая бывает?)))

    ОтветитьУдалить
  7. У нас время чая - святое :) До обеда и после :)))
    И на Параде можно чайку попить, вот здесь http://paradbb.blogspot.com/p/blog-page_06.html

    ОтветитьУдалить
  8. К сожалению, Стилиус, с сайтом у нас проблемы. Вы не могли не заметить, что обновляются только новости. Мы все понимаем, но имеющиеся технические проблемы с сайтом нам не поддаются, а наш штатный "компьютерщик" ну совершенно неподъемный чоловик. Даже блоговедение приходится полностью самой осваивать. Так что пока сайтом похвастать не можем

    ОтветитьУдалить
  9. Ната, как я вас понимаю: мне приходится осваивать не только блоговедение, но и сайтостроение (я по совместительству ещё и администратор нашего сайта:http://cgb.kamensktel.ru), а теперь ещё создаём новый интернет-ресурс для спецпроектов, который даст нам больше технической свободы, чем сайт.
    Насчет обновления: у нас тоже в летний период сайт несколько "вяловат", практически в отпуске :):)
    Ната, я думаю, что к своему сайту вы походите несколько критично, он мне всё равно понравился!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо, конечно. такой отзыв человека, который профессионально занимается вопросами блого-сайто-ведения, дорогого стоит. Просто планку нам руководство всегда высокую ставит, вот мы и привыкли мыслить по отношению себя критически))
    Я зашла на ваш сайт. Стильно, класс! Цветовое сочетание супер! Говорят, что очпоны у блогеров не приветствуются, но что делать, если мне действительно понравилось. Заходите и вы кнам

    ОтветитьУдалить
  11. А мот быть вы мне подскажете? Я не могу написать сообщение ни одному из друзей блога. Щелкаю по фотографии, потом на "Отправить сообщение", а мне окошечко появляется: "Приносим свои извинения...Не удалось обработать ваш запрос. Повторите попытку или вернитесь немного позже.", что "Мне kotbibliofil подсказал, что это, возможно, потому, что мой профиль закрыт. Я зашла на профиль и поставила галочку в нужном окошечке, теперь профиль открыт, а все равно не получается(((

    ОтветитьУдалить
  12. А что такое очпоны, которые у нас не приветствуются?

    ОтветитьУдалить
  13. Как хорошо, что нам наше руководство таких планок не ставит! Делаем всё из чистого энтузиазма и альтруизма! Спасибо за отзыв о сайте. Уделяю оч.много внимания, поэтому всегда приятно слышать, что это нравиться не только мне. А цветовое сочетание выбиралось совместно с другими членами нашего неугомонного коллектива.

    А очпоны это, наверное, "очень понравилось"? Ну что делать, если это действительно так?

    Ната, на ваш вопрос ответа не знаю: очень и очень начинающий блогер.

    ОтветитьУдалить
  14. Попыталась сейчас написать сообщение друзьям блога, тоже не получилось. Значит, Наталья, будем думать, что это общий глюк Блоггера :)
    Пишите своим друзьям прямо в их блоги.

    ОтветитьУдалить
  15. Наталья, Ваш пост вернул меня в молодость. Наш клуб назывался "Литературная гостиная" и был для старшеклассников. Может тряхнуть стариной, да и заняться малышами, спасибо за методику.

    ОтветитьУдалить
  16. очпоны - это значит "очень понравилось". Вычитала про них когда с правилами ведения блога знакомилась. И очень рада что среди библиотечных блоггеров такого правила нет

    ОтветитьУдалить
  17. Спасибо, Евдокия. У нас тоже есть клуб для старшеклассников "Литературная гостиная", но не мой(по крайней мере был, человек из библиотеки ушел и сохранится ли клуб неизвестно). Интересно было бы узнать вашу методику ведения этого клуба.
    А мне нравится набирать малышей и выращивать их до возраста подросткового клуба, наблюдая как они меняются сами, как меняются их интересны,

    ОтветитьУдалить
  18. А вот, чес.слово, приятно видеть свой блог в правой колонке. Правда, не могу понять принцип размещения: отбор?, случайный выбор? анализ? Интересно-о-о...:)

    ОтветитьУдалить
  19. Н.А.ta Дабарская, всё просто, гаджет "Блоги-участники" - это переименованный архив блога, список блогов в котором выстраивается автоматически в хронологическом порядке по мере опубликования постов :)

    ОтветитьУдалить

Лозунги

2.0 (6) Авторское право (1) акция (3) аналитика (2) анонс (1) Арзамас (3) арт-терапия (1) аудио (1) Белгород (1) Белово (1) Бердичев (1) Библиомост (1) библиотека 2.0 (3) библиотека в школе (6) библиотекарь (2) библиотекарь-педагог (2) библиотеки (2) блог (6) блогостроение (9) блогосфера (6) велобиблиотекари (1) вечный поиск себя (1) видео (1) виртуальные объятия (1) Волгоград (1) Вологда (1) генеральная репетиция (1) Гомель (1) грамотность (1) деньги (1) детское чтение (3) диалоги с властью (1) диалоги с читателями (5) дискуссии (1) дистанционное обучение (2) дистанционный литературный конкурс (1) е-книга (2) Екатеринбург (2) Зеленогорск Красноярского края (1) информационная среда (3) Иркутская область (2) искушение книгой (1) исследование (3) итоги (1) Каланчак (1) Каменск - Уральский (1) Каменск-Уральский (1) Карасук Новосибирской обл. (1) Киев (4) классика (1) клубы (2) книги (5) книжный креатив (3) коллеги (1) компьютерный ликбез (3) конкурс (1) конферениция (2) Королёв (1) кофе (1) краеведение (9) Красноярск (1) Крым-2011 (2) куклы (1) Курган (1) Кушва Свердловской обл. (1) Львов (1) любознательность (1) медиаресурсы (1) Международный день библиотечного блогера (1) Междунродный день чтения (1) методист (1) методическая работа (2) ММП (1) Мозговой онлайн штурм (1) Москва (4) музей в библиотеке (1) мультимедийный электронный ресурс (1) Мурманск (1) Нарьян-Мар (1) наука (1) неконференция (1) Николаев (2) Новокуйбышевск Самарская обл. (1) Новосибирск (1) новости (1) Новоуральск (3) Новочебоксарск (1) обмен идеями (7) обмен опытом (8) объявление (7) Омск (1) опрос (3) опыт (1) Орел (1) особые дети (1) отчет о празднике (4) п. Лыхма Тюменской обл. (1) педагог-библиотекарь (2) переписка с читателями (1) песни (1) писатели (1) планшетный компьютер (1) подкасты (1) подростковое чтение (1) Почта (1) поэтический марафон (1) признание в любви читателям библиотеки №4 г. Михайловки Волгоградской области (1) проект (5) профессиональное общение (7) Псков (2) путешествия (3) развитие (1) реклама библиотеки (1) рекомендации к прочтению (4) речевки (1) с.Приморка Ростовской обл. (1) Санкт-Петербург (2) Саров (2) Саянск (1) семейное чтение (2) сервисы (1) Серпухов Московская обл. (1) советы родителям (1) сокровища библиотек (1) сотрудничество (1) спецпотребности (2) ст. Каневская Краснодарского края (1) Сухой Лог (1) Тверь (3) творчество (1) Тейково Ивановской обл. (1) тольятти (1) Трехгорный (1) трудоустройство выпускников (1) Тула (1) ФГОС (1) Финляндия (1) Херсон (1) ЧГАКИ (1) Чебоксары (1) Челябинск (4) читатель (4) чтение (3) школьная библиотека (5) школьный библиотекарь (3) ЭБС (1) Google (1)