Блог "Деметрий"

В этом блоге я пишу разные сообщения, в первую очередь о книгах и чтении, но также и о многом другом, что интересно и важно (по крайней мере, для меня). Одно из таких - "Библиотека 1.0, 2.0, 3.0: куда пойти работать". 26 мая в Челябинской государственной академии культуры и искусств прошел форум с таким названием, посвященный дальнейшему трудоустройству выпускников библиотечной кафедры вуза и призванный привлечь их (выпускников) в библиотеки.
26 мая в Челябинской государственной академии культуры и искусств прошел круглый стол "Библиотека 1.0, 2.0, 3.0: куда пойти работать". В нем приняли участие руководители Челябинской областной юношеской библиотеки, Челябинской центральной городской детской библиотеки, научной библиотеки Челябинского госуниверситета, а также представители научной библиотеки Челябинской государственной медакадемии, преподаватели и студенты кафедры библиотечно-информационной деятельности ЧГАКИ. Обсуждалась такая немаловажная проблема, как дальнейшее трудоустройство студентов по окончании вуза. В советское время с этим трудностей не было, так как выпускников по распределению направляли на работу по специальности. В настоящее же время молодежь предоставлена сама себе в плане выбора работы, и выбор этот часто не в пользу библиотек. Основная причина этого - низкая зарплата.
Но если отбросить этот фактор, то у работы в библиотеке можно найти плюсы. Первое: библиотеки перестают быть скучными хранилищами книг, так называемыми "библиотеками 1.0". Они все более заинтересованы во взаимодействии со своими пользователями, создании максимально комфортной обстановки для них ("библиотека 2.0). При этом предполагается широкое использование технологий Web 2.0 (виртуальная справка, чат, форум, блог, страницы в социальных сетях и т.п.) для налаживания обратной связи. Смысл - в привлечении новых пользователей и сохранении старых тем, что они сами могут предложить идеи по созданию новых сервисов и улучшению старых. По такой системе работают (или по крайней мере, пытаются работать) все указанные выше библиотеки.
Так, ЧОЮБ активно работает над своим сайтом (электронный каталог, полнотекстовые ресурсы, виртуальная справка, проект "Книга в квадрате", социальная сеть ЧОЮБ и т.д.), продвигает себя в социальных сетях (страницы в сетях "Вконтакте", "Одноклассники", "Mail.ru", "Facebook"). При этом библиотека не забывает и о традиционном обслуживании на абонементе и в читальном зале, стремясь создать максимально комфортную обстановку для читателей. Для этого библиотеке требуется молодой, коммуникабельный и желательно красивый сотрудник на абонемент.
Челябинская ЦГДБ также активно работает в этом направлении, но требования еще строже. Причина вполне ясна - библиотека обслуживает детей, самую сложную и специфичную категорию пользователей. Поэтому претендент на работу должен обладать высокими моральными качествами, широкими знаниями, умениями и навыками в области педагогики и психологии, а в идеале - сам быть молодым родителем. Кроме того, библиотека стремиться продвигать себя в социальных сетях, для чего ей требуется блогер.


Научные библиотеки ЧелГУ и ЧГМА создают, в первую очередь, максимально удобные условия для научной и учебной деятельности путем создания большого количества тематических полнотекстовых ресурсов. Но для более эффективной работы необходимы молодые сотрудники, умеющие создавать и размещать такие материалы. Не лишними будут и блогеры (по той же причине, что и детской библиотеке). При этом у претендентов должен быть серьезный, научный склад ума (что вполне естественно, ведь работать придется в научной библиотеке).
К сожалению, до уровня "3.0" (пользователи создают контент, а библиотеки сертифицируют его и улучшают) всем указанным библиотекам еще далеко, не в полной мере достигнут и уровень "2.0" (технологии используются, ресурсы создаются, но с обратной связью с пользователями как-то не очень...). Но я думаю, что эта проблема будет решена силами новых библиотекарей, прекрасно разбирающихся во всем этом.

14 комментариев:

  1. Дмитрий, как современно звучит "библиотеке требуется блогер". Судя по всему, Вы и есть тот самый новый библиотекарь, библиотекарь 2.0. Очень приятно познакомиться!
    По поводу обратной связи с читателями в Сети - проблема общая, что предлагаете-советуете?

    ОтветитьУдалить
  2. Еще вопрос, Дим, как звучит твоя должность в библиотеке?

    ОтветитьУдалить
  3. Вау!Так приятно,что наши женские ряды пополняются мужчинами:-)

    ОтветитьУдалить
  4. Библи:-)тека, должность моя пока что называется "библиотекарь", так как на работу устраивался еще до получения диплома, а учился я на бакалавра библиотечно-информационных ресурсов и поэтому не могу четко сформулировать свою специальность.
    Касаемо обратной связи с пользователями - Вы наверняка знаете о страницах библиотек в социальных сетях, о форумах на сайтах библиотек и тому подобных ресурсах. Сам с такими непосредственно работаю. Стараюсь часто рекламировать библиотеку среди своих "реальных" и "виртуальных" друзей, выставляю интересные сообщения (зайдите в группы Челябинской областной юношеской библиотеки в сетях "В контакте", "Мой мир", "Фейсбук", чтобы убедиться), организую обсуждения. Но особой отдачи пока нет. Думаю, причина этого в том, что работа в этом направлении ведется не более года (а я вообще только второй месяц работаю), так что нужно не переживать по этому поводу, а упорно работать еще хотя бы год-два. Тогда будет реальная отдача, реакция большого количества пользователей, от которой можно будет отталкиваться в своей "виртуальной" и "реальной" работе.

    ОтветитьУдалить
  5. Дмитрий, не смогла оставить комментарий в твоём блоге (можно на ты?), что-то у меня блоггер шалит, не пускает меня под аккаунтом гугл комментировать, приходится под url заходить, а у тебя он закрыт, увы...

    Во-первых, поздравляю тебя с красным дипломом!

    Во-вторых, хочу сказать, что, если такие библиотекари придут в российские библиотеки - современные, с активной жизненной позицией, желанием изменить всё в лучшую сторону, ИКТ-продвинутые - наше дело правое, мы победим!

    А в-третьих, просто тихо радуюсь мужскому присутствию в нашем параде, правда, насколько я понимаю, мужчина здесь уже третий...
    Или больше, Катя?

    ОтветитьУдалить
  6. Любовь Брюховавторник, 14 июня, 2011

    Огласите весь список, пожалуйста, чтобы прекрасная половина (то бишь, блоггерши) порадовалась мощному выступлению в Параде мужественных блоггеров :)

    ОтветитьУдалить
  7. Любовь Брюховавторник, 14 июня, 2011

    Предыдущий мой коммент -это продолжение, 2 часть, так сказать.
    Я так долго комментарий писала, первую часть, а при отправке 2 части, первая куда-то пропала - чудеса какие-то :(

    Попробую повторить уже в третий раз.
    Первый был у Дмитрия в блоге, не получилось, потому что блоггер у меня шалит, не пускает меня уже две недели комментировать под аккаунтом гугл. Приходится отправлять по url, а у Димы эта вохзможность закрыта, увы...

    Итак,
    Во-первых, Дмитрий, тебя (можно на ты?) с красным дипломом!

    Во-вторых, если в библиотеки приходят такие библиотекари - современные, с активной жизненной позицией, с желанием изменить всё к лучшему, ИКТ-продвинутые - то наше дело правое, мы победим!

    В-третьих, насколько я понимаю, Дима здесь не один мужественный блоггер, среди прекрасных блоггерш, уже третий... или больше? Поэтому я попросила Катю для поднятия нашего тонуса огласить весь список :)

    ОтветитьУдалить
  8. Люба, ты про какой список?
    Дмитрий, так получается продвижение библиотеки в Интернет - это твоя прямая и основная обязанность?

    ОтветитьУдалить
  9. Да, правда делать приходится все без особой подготовки, наугад. Но вроде получается...

    ОтветитьУдалить
  10. Дмитрий, а тебе известны еще такие примеры? В каких библиотеках есть подобная ставка библиотекаря по продвижению библиотеки в Интернет?
    Пишешь, что работаешь наугад, но все-таки, наверное, есть ориентиры, какие они у тебя? Что и кто помогает двигаться в правильном направлении?

    ОтветитьУдалить
  11. Фраза "Библиотеке требуется блогер" греет слух)...э.. т.е. взгляд)
    Приятно узнать, что в некоторых библиотеках стали так ставить задачу

    ОтветитьУдалить
  12. Уважаемая Библи:-)тека! Примеров библиотечных блогов и библиотечных страниц в социальных сетях сейчас достаточно много. Я опираюсь, в частности, на опыт Свердловской областной библиотеки для юношества (адрес группы "ВКонтакте" - http://vkontakte.ru/board24597173#/club19388185; блог "Как пройти в библиотеку" - http://teenbook-ekt.livejournal.com/), Свердловской областной библиотеки им. Белинского (адрес группы "ВКонтакте" - http://vkontakte.ru/board24597173#/club6745014), Российской государственной библиотеки для молодежи (блог "Библиотеки и молодежь: зарубежный опыт"- http://blog.rgub.ru/libex/). Кроме того, обращаю внимание и на многие другие блоги коллег, например, "Мышь библиотечная". Впрочем, все это и Вам наверняка хорошо знакомо. А касаемо продвижения библиотеки в Интернет я опираюсь, в первую очередь, на свои собственные предпочтения и предчувствия, так как я сам еще достаточно молод (21 год), а также общаюсь со своими однокурсниками и просто друзьями (также молодыми), чтобы понять, что интересно и чего не хватает им. Естественно, что новые идеи я обсуждаю с более опытными коллегами, которые охотно идут мне на помощь, подсказывая и направляя.

    ОтветитьУдалить

Лозунги

2.0 (6) Авторское право (1) акция (3) аналитика (2) анонс (1) Арзамас (3) арт-терапия (1) аудио (1) Белгород (1) Белово (1) Бердичев (1) Библиомост (1) библиотека 2.0 (3) библиотека в школе (6) библиотекарь (2) библиотекарь-педагог (2) библиотеки (2) блог (6) блогостроение (9) блогосфера (6) велобиблиотекари (1) вечный поиск себя (1) видео (1) виртуальные объятия (1) Волгоград (1) Вологда (1) генеральная репетиция (1) Гомель (1) грамотность (1) деньги (1) детское чтение (3) диалоги с властью (1) диалоги с читателями (5) дискуссии (1) дистанционное обучение (2) дистанционный литературный конкурс (1) е-книга (2) Екатеринбург (2) Зеленогорск Красноярского края (1) информационная среда (3) Иркутская область (2) искушение книгой (1) исследование (3) итоги (1) Каланчак (1) Каменск - Уральский (1) Каменск-Уральский (1) Карасук Новосибирской обл. (1) Киев (4) классика (1) клубы (2) книги (5) книжный креатив (3) коллеги (1) компьютерный ликбез (3) конкурс (1) конферениция (2) Королёв (1) кофе (1) краеведение (9) Красноярск (1) Крым-2011 (2) куклы (1) Курган (1) Кушва Свердловской обл. (1) Львов (1) любознательность (1) медиаресурсы (1) Международный день библиотечного блогера (1) Междунродный день чтения (1) методист (1) методическая работа (2) ММП (1) Мозговой онлайн штурм (1) Москва (4) музей в библиотеке (1) мультимедийный электронный ресурс (1) Мурманск (1) Нарьян-Мар (1) наука (1) неконференция (1) Николаев (2) Новокуйбышевск Самарская обл. (1) Новосибирск (1) новости (1) Новоуральск (3) Новочебоксарск (1) обмен идеями (7) обмен опытом (8) объявление (7) Омск (1) опрос (3) опыт (1) Орел (1) особые дети (1) отчет о празднике (4) п. Лыхма Тюменской обл. (1) педагог-библиотекарь (2) переписка с читателями (1) песни (1) писатели (1) планшетный компьютер (1) подкасты (1) подростковое чтение (1) Почта (1) поэтический марафон (1) признание в любви читателям библиотеки №4 г. Михайловки Волгоградской области (1) проект (5) профессиональное общение (7) Псков (2) путешествия (3) развитие (1) реклама библиотеки (1) рекомендации к прочтению (4) речевки (1) с.Приморка Ростовской обл. (1) Санкт-Петербург (2) Саров (2) Саянск (1) семейное чтение (2) сервисы (1) Серпухов Московская обл. (1) советы родителям (1) сокровища библиотек (1) сотрудничество (1) спецпотребности (2) ст. Каневская Краснодарского края (1) Сухой Лог (1) Тверь (3) творчество (1) Тейково Ивановской обл. (1) тольятти (1) Трехгорный (1) трудоустройство выпускников (1) Тула (1) ФГОС (1) Финляндия (1) Херсон (1) ЧГАКИ (1) Чебоксары (1) Челябинск (4) читатель (4) чтение (3) школьная библиотека (5) школьный библиотекарь (3) ЭБС (1) Google (1)